А.О. ДУКС Ю.А. МЕЛЛЕРА

Одним из первых достаточно крупных производителей автомобилей в России было акционерное общество «Дукс», основанное в 1893 г. Юлием Александровичем Меллером в Москве. Хорошо известны знаменитые велосипеды «Дукс», которые отличались высоким качеством при сравнительно умеренной цене. Эти велосипеды в 1896 г. были удостоены бронзовой медали на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

Первой продукцией «Дукса» были не только велосипеды, но и паромобили, созданные по образцу американскмх «Стенли». Они уже тогда были весьма совершенны и гораздо более быстроходны, чем их бензиновые собратья, внешне от них не отличались и были совершенно бесшумны. Специальные гоночные паромобили развивали на соревнованиях скорость до 140 км/ч.

О паромобилях «Дукс» журнал «Автомобиль» писал тогда :

…и у нас они мало-помалу начинают распространяться, среди которых видное место занимают экипажи типа «Дукс». Главными их отличительными качествами являются простота и изящество. Эти автомобили совершенно не шумят, чего до сих пор нельзя сказать про бензиновые. Даже электромобили, приводимые в движение электричеством, этой силой будущего, шумят (скорее, жужжат) более, чем паромобили «Дукс». Весь его механизм настолько прост и компактен, что помещается под сиденьем и не требует для своего размещения никаких выступающих частей, как, например, нос у бензомобилей, не имеет перемены передач, электрических батарей, магнето, легко ломающихся свечей, одним словом, всего того, что бывает причиной большинства поломок и хлопот у бензиновых автомобилей. К числу достоинств паромобиля «Дукс» можно отнести также его простоту — им может без труда управлять всякий без предварительной подготовки и практики.

В заметке «Четырёхместный «Локомобиль Дукс» сообщается:

На днях, благодаря любезности заведующего петербургским отделением Акционерного общества«Дукс», нам удалось близко познакомиться с первым прибывшим в Санкт-Петербург четырехместным паровым автомобилем. Этот экипаж отличается таким же элегантным видом и изящной отделкой, как и двухместные «Локомобили ». Двигатель в 7 л.с. В среду 13 марта 1902 г. в Михайловском манеже (Санкт-Петербург) состоялись соревнования, в программу которых вошли конкурс на мастерство вождения и премирование за использование лучших автомобилей, за их  изящество и конструктивные удобства. В конкурсе участвовало шесть экипажей. Первый приз за мастерство вождения получил известный автоспортсмен П.П. Бекель на экипаже марки «Гоброн-Брилле».  Второй приз за мастерство был присужден госпоже М. Гильгендорф (племяннице Ю.А. Меллера) , которая участвовала в соревнованиях на автомобиле отечественного производства «ДуксЛокомобиль ». Первый приз за удобство управления получил автомобиль «Панар-Левассор », принадлежащий господину Коровину. Самым изящным экипажем был признан «Дукс-Локомобиль».

По результатам этого конкурса можно заключить, что в эти годы паромобили пока еще вполне успешно конкурировали с бензиновыми машинами. Интересно и то, что женщины на равных с мужчинами участвовали в соревнованиях по автоспорту.

В первые годы XX век называли «веком пара и электричества». Будучи невероятно смелым предпринимателем, в 1902 году Меллер специально для московских гостиниц построил несколько электрических омнибусов. У завсегдатаев московских ресторанов считалось хорошим тоном перебираться из заведения в заведение таким транспортом.

В 1903 году фирма получила заказ от Петербургско-Варшавской железной дороги на изготовление автомобилей, способных передвигаться и по шоссе, и по рельсам. В мировой практике таких машин было совсем немного, «Дукс» стал одним из первых производителей. По индивидуальным заказам выпустили несколько типов автодрезин, различных по размерам, весу, назначению и комфорту. Здесь были и небольшие для объезда пути, легко снимаемые с полотна усилиями 1-2 человек, и большие закрытые дрезины для поездок железнодорожного начальства с комфортом.

Несмотря на широко поставленную рекламу и победы в соревнованиях, паромобили и электромобили не нашли большого сбыта в России. Идею выпуска паровых авто пришлось оставить и начать выпуск бензиновых экипажей как более популярных.

В одной из обзорных статей (журнал «Автомобиль», 1905 г.), характеризующих состояние автомобильной промышленности, говорилось:

В 1905 г. официальный орган Российского автомобильного общества — журнал «Автомобиль» отмечал:

«В период всеобщего увлечения велосипедом в Москве был основан завод велосипедов «Дукс», дела которого пошли настолько хорошо, что в скором времени он преобразовался в акционерное общество и занялся производством автомобилей, сначала паровых, а затем бензиновых. В настоящее время заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная от легких колясок до тяжелых грузовых автомобилей и омнибусов. Формы кузовов самые разнообразные — тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего.»

И далее : «Лейтнер, Бромлей, Скавронский и другие построили по одной – две штучки каких то уродцев и на том, кажется, остановились. Остается «Дукс», который довольно энергично принялся за постройку машин нового типа, совершенно оставив свои паромобили.»

В 1904 г., Ю.А. Меллер писал:

«В последние годы усиленной работы над конструкцией механических экипажей достигнуты блестящие результаты. Автомобиль, усовершенствованный, упрощенный и удешевленный, перестал быть забавой богатых людей, быстро завоевал широкое поле действий, обратил на себя внимание правительственных и общественных учреждений, проник в область военного дела, и, наконец,

сознание его практического значения привилось массе, встретившей появление автомобиля с тем же предубеждением, с каким обычно относятся ко всякому новшеству. Наш завод является, безусловно,

первым в России, обратившим внимание на эту новую отрасль производства. Начав со сборки автомобилей из заграничных частей и по заграничной модели, постепенно завод дошел до самостоятельной выработки механического экипажа, включая и двигатель, и передачи. Автомобили с двигателями 9, 12, 20 HP, выпущенные заводом, вполне оправдали себя и снискали обществу «Дукс» ту же лестную репутацию, какой оно издавна пользовалось в велосипедном деле. Наряду с указанными большими экипажами, завод разработал и выпустил легкий автомобиль в 7HP несложной конструкции, простой в обращении и особенной прочности. Эти данные говорят за широкое распространение его в России, и действительно, минувший год показал его полную пригодность для городской езды. Кроме того, он благодаря быстроте передвижения дает огромную экономию во времени. При средней цене 1800 руб., при условии возможности пользования им, как показал опыт, в течение круглого года, экипаж окупится менее чем в 20 месяцев.»

До наших дней не сохранилось ни одного автомобиля акционерного общества «Дукс», и это стало, возможно, одной из причин незаслуженного забвения его плодотворной деятельности на ниве российского автомобилизма.

Коммерческая деятельность фирмы протекала весьма успешно. Она располагала собственными магазинами в Москве и Санкт-Петербурге. Главным рынком сбыта автомобилей «Дукс» был Санкт-Петербург, где акционерное общество составило себе видное положение и имело роскошный магазин со специальным автомобильным залом.

Доход фирмы «Дукс» в 1904 г. составил 457 350 руб., в том числе от продажи велосипедов — 213 190 руб., дрезин — 14 000 руб. и автомобилей — 176 900 руб. Годовая прибыль составила 92 350 руб.

Реклама отражала достижения автомобилей фирмы в различных соревнованиях. Как особое достоинство своих машин «Дукс» отмечает их приспособленность к российским дорогам. Имеется реклама пассажирских автомобилей, а также моторных лодок. Говоря об акционерном обществе «Дукс», нельзя не остановиться на далеко не ординарной личности его руководителя, деятельность которого обеспечила процветание фирмы. Оценивая его роль, пресса того времени писала:

Своей известностью в России и приобретением деятельных агентов в провинции фирма всецело обязана своему основателю и директору Ю.А. Меллеру, которого теперь знает буквально вся спортивная Россия. Ю. Меллер является вместе с тем опытным автомобилистом, неоднократно совершавшим поездки на автомобиле по России. На паровом автомобиле «Дукс» он проехал весь Кавказ и Крым, преодолевая всевозможные препятствия, среди которых его поездка на вершину Ай Петри в Крыму далеко не самая трудная.

На заводе «Дукс» высоким уровнем отличалась организация труда рабочих и служащих как в отношении разумного порядка использования и продолжительности рабочего времени, так и его оплаты. Когда в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули крупные беспорядки, рабочие «Дукса» даже не бастовали.

[supsystic-slider id=15 position=»center»]

Всего «Дуксом» было выпущено около 700 автомобилей.

С 1909 г. фирма освоила выпуск моторных саней, дирижаблей и аэропланов, которые и стали в дальнейшем её главной продукцией.

 

С началом Первой Мировой Войны Петербург стал Петроградом,  Юлий Александрович стал Брежневым, а его завод одним из крупнейших производителей самолетов для  русских военно-воздушных сил.

1901 Дукс локомобиль 4.5 лс Москва, Россия

 

1902 Дукс Электроомнибус

1902 Локомобиль Дукс

 

1902 Локомобиль Дукс

1903 Dux-Panhard 24 ЛС ДРЕЗИНА-АВТОМОБИЛЬ

1903 Dux-Panhard Омнибус

 

1903 Паромобили Дукс

1904 ДУКСМОБИЛЬ 12hp

1904 ДУКСМОБИЛЬ 12hp

 

1904 ДУКСМОБИЛЬ

1904 Дукс Ю.А. Меллера.

Автомобиль-фургон для развозки товаров.

ПО ЭТИМ АКЦИЯМ ПРИЧИТАЛИСЬ НЕПЛОХИЕ ДИВИДЕНДЫ.

В сборочном цехе завода Дукс.

1915 велосипеды ДУКС реклама

 

Военный велосипед Дукс-Боевой

 

Авто-Вело-Мото-Авиа строители — сотрудники ДУКС

 

Зимний вариант Мото-рев-ДУКС

 

 

Русский дирижабль «Ястреб», построенного на Дуксе в 1910 году.

 

Первый самолёт Фарман постройки завода Дукс и его создатели.

Самолет Меллер-2

Фарман-Дукс— серебряный призёр конкурса военных аэропланов 1912 года.

Праздник завода Дукс на Ходынском поле в честь выпуска заводом 100-го самолёта.В кабине Фарман-XV А.М.Габер-Влынский.

Апрель 1913 г.

Фото самолета Моран-монокок во дворе авиазавода Дукс

Фото самолета Моран-монокок во дворе авиазавода Дукс

 

 

 

Источник: Рубец А.Д. История автомобильного транспорта в России. М.: ЭКСМО, 2008

ХУМУС

МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА «АВТОМОБИЛИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *